Ja veel.... näete, ei anna mitte rahu
Propaganda ei pea olema alati vale ja valetamine.
Siin kõlbaks/sobiks paremini mõiste "psyhops".
Ka tõega on võimalik manipuleerida nii, et saadakse äraspidine tulemus sellele, mida võiks eeldada, et see tulemus tavatingimustes on.
Objektiiv.ee võib edastada täiesti tõest infot mõne muulase väär- või kriminaalteo kohta.
Kui see tegu ei ole märkimisväärne, selle tagajärjed ei ole märkimisväärsed, selle tõe teada saamine "muuseas ühe korra mingil päeval" annab ühe kindla tulemuse sihtgrupi peades, siis selle teo pidev korrutamine, erinevates variatsioonides ja kohtades järjepidev kasutamine ja sellega muude tõdede "ülekarjumine" annab hoopis teistsuguse tulemuse sihtgrupi peades. Lisaks jõuab ülekarjumise puhul see tõde märksa enama publikuni, kui lihtuudisena kusagil Delfis neljakümne viiendal mail kell kakskümmend viis null null ühe korra.
Indiviidist (üksikindiviididest) saab/vormitakse ühel hetkel mass/hulk, kes midagi millestki ühtemoodi arvab.
Üksikindiviidi arvamus ei ole niivõrd ohtlik ega tulemuslik, kui massi arvamus, kuigi tõde on sama.
Kreml võib edastada täiesti tõest infot mõne enda poolt juurutatud "analooge mitteomava" taparelva kohta.
Kui see tõde ilmub korra-kaks uudisteportaalides ja võetakse lugeja poolt lihtsalt teadmiseks, et selline asi on neil nüüd olemas, aga näiteks selle tõe kuulutamine hommikust õhtuni kõikmõeldavates portaalides (sihtgrupi meedias), erinevates variatsioonides, erinevates keeltes jne annab lõpuks juba tulemuse sihtgrupi (vastase) moraalilangusena, milleks see tõe edastamine ülekarjumismeetodil oligi mõeldud.
Indiviidist (üksikindiviididest) saab/vormitakse ühel hetkel mass/hulk, kes midagi millestki ühtemoodi arvab.
Üksikindiviidi arvamus ei ole niivõrd ohtlik ega tulemuslik, kui massi arvamus, kuigi tõde on sama (kehtib loomulikult iseäranis ka valede kohta).
jne
Selliseid näiteid võiks tuua palju. Pole aega siia "teadustööd" jälle trükkima hakata.
Keda-mida vastase propaganda siis vormida ja luua üritab?
Alguses vormitud indiviidi (kõige raskem ja aeganõudvam aste) ja edasi nendest vormitud massi (juba märksa lihtsam vormida ja juhtida). Vastu hakata/neutraliseerida tuleks ajupesu juba siis, kui vormitakse indiviidi. Kui indiviididest on saanud juba mass, ollakse sellega lootusetult hiljaks jäädud.
Alustuseks tasuks läbi lugeda nt. Kathleen Taylor`i teose "
Ajupesu : mõtete kontrollimise teadus"
Sealt edasi võiks sirvida ka Gustave Le Bon`i kirjutist "
Hulkade psühholoogia" või "Masside psüholoogia" või ka tuntud pealkirja "Rahvaste psühholoogia ja mass" all.
Linke sellele teosele olen ma siin milnetis jaganud ka varem mitu korda erinevates teemades ja kohtades.
Avaneb üpris hea ülevaade sellest, kuidas, milliste vahendite ja meetoditega võib, saab ja töötlebki vastane nt. meid. Üldiselt peaks saama ka aimu (tänu sihtgrupi nõrkade kohtade väljatoomisele), et mida me saaksime ette võtta enda kaitseks ja peamine: kas me peaksime midagi üldse ette võtma.
Kas need, kes ei nõustu minu arvamusega väidavad, et me ei peaks midagi sellise propa vastu tegema, me ei saa midagi teha või, et piisab sellest mida tehakse ?
****
Vene keele valdajaile vene ressurssides kirjutatu

- Propa_rus.png (122.39 KiB) Vaadatud 3320 korda
Рассмотрим характерные черты современной пропаганды.
Во-первых, пропаганда основана на научном анализе психологии и социологии.
Шаг за шагом пропагандист выстраивает свою технику, опираясь на знания о человеке, его склонностях, желаниях, потребностях, его физических механизмах, его состоянии, а также на социальную и глубинную психологию. Он выстраивает свои процедуры на базе знаний о группах и законах их образования и распада, о влиянии на массы.
Во-вторых, пропаганда является научной в том, что она пытается установить некоторые правила, точные, четкие и проверенные, которые не являются рецептом, а налагают обязательства на каждого пропагандиста, который не волен распоряжаться своими порывами.
В-третьих, то, что сегодня требуется - это точный анализ внешней среды и индивида, что может быть предметом пропаганды. Человек больше не ограничивает метод, подход и предмет науки. Таким образом, один вид пропаганды является подходящим для одной ситуации и совсем не применимым к другой. Чтобы предпринять активные действия по пропаганде, необходимо сначала провести научный социологический и психологический анализ, а затем применить те ветви науки, которые наиболее известны.
Наконец, последней чертой, обнаруженной в характере пропаганды, являются учащающиеся попытки контролирования ее результатов, определения ее влияния. Это дается чрезвычайно трудно, но пропагандист больше не довольствуется получением или верой в то, что он получит конкретный результат; он занимается поиском определенной очевидности. Даже удачные политические результаты полностью не удовлетворяют его. Он хочет понять "что" и "как", измерить их существующий эффект. На это его побуждает дух экспериментаторства и желание тщательно обдумывать результаты.
Пропаганда должна быть доведена до реципиента в некоторой законченной и попятной форме. Такую форму часто называют пропагандистским сообщением, понимаемым как единичное пропагандистское действие (лекция, доклад, листовка, плакат, лозунг, газетная статья, выступление и т. п.). Пропагандистским сообщением называется соответствующим образом подготовленная информация, учитывающая потребности пропаганды. С понятием пропагандистского сообщения неразрывно связано понятие пропагандистской коммуникации, определяемое как способ распространения пропагандистского сообщения. С помощью коммуникации пропагандистское сообщение поступает к реципиенту, а его содержание становится сообщением именно тогда, когда оно воспринимается реципиентом. Пропагандистская коммуникация может осуществляться непосредственно или опосредованно.
Непосредственная коммуникация имеет место тогда, когда коммуникатор встречается "лицом к лицу" с реципиентом. Средством такой коммуникации главным образом выступает живое слово, эффективность которого зависит от многих способностей оратора, на помощь которым приходят различные дидактические средства (картины, схемы, иллюстрации и пр.). Опосредованная коммуникация проводится с помощью средств массовой информации и пропаганды, то есть реализуется через прессу, радио, кино и телевидение. Оба способа распространения пропагандистского сообщения могут выступать совместно и дополнять друг друга.
Пропагандистское сообщение и коммуникация должны готовиться с учетом общих методологических принципов, эмпирически проверяемых правил, благодаря которым можно вызывать изменения или укрепление взглядов людей в соответствии с поставленными целями, такие принципы и правила называют пропагандистской техникой. К пропагандистской технике относят внушение, убеждение, замедление темпа изложения, использование эпитетов и т. п.
Выбор пропагандистских приемов обусловлен не только целями конкретного пропагандистского воздействия, но, прежде всего, определяется системой пропаганды. Приемам пропаганды уделяется особенно большое внимание в американской литературе, которая насыщена различными практическими рекомендациями. Американские психологи Д. Лукас и С. Бритт, занимающиеся в основном проблемами рекламы, предпочитают приемы повышения интереса и апелляции к чувствам. Р. Тэрпер и Л. Киллиан в свою очередь предлагают более сложные приемы, основанные на принципе внушения.
В теоретических разработках большинство авторов не предлагают классификации средств пропагандистской коммуникации, ограничиваясь их обычным перечислением. Так М. Шульчевский предпочитает делить средства пропаганды на две основные группы: непериодические публикации (для чтения, прослушивания и просмотра) и средства массовой информации и пропаганды (пресса, радио, телевидение, кино), что сильно сужает множество классифицируемых средств пропаганды.
Приведем пример деления средств пропагандистской коммуникации, обобщенных Леславом Войтасик.
Он разделил средства пропаганды на две группы: средства, которые могут автономно и непосредственно использоваться в пропагандистской работе, и технические средства, которые выполняют лишь функцию переноса содержания пропагандистского характера, но не входят в качестве составляющих элементов в пропагандистскую деятельность. Обе группы средств пропаганды могут подлежать дальнейшему разделению. В первой группе, принимая в качестве критерия введение соответствующих рецепторов, можно выделить зрительные (наглядные) и слуховые (устные) средства. Во второй группе, принимая за основу технические возможности, можно различать средства информации с небольшим радиусом действия и средства массовой информации и пропаганды.
Основные виды пропаганды включают политическую, экономическую, военную, дипломатическую, дидактическую, идеологическую, избегающую пропаганду и др.
http://studbooks.net/505078/psihologiya ... propagandy
On ka üks haakuv kirjutis...
Propaganda instruments in political television advertisements and modern television commercials: abstract
Agu Uudelepp, Tallinna Ülikool
Saadaval nii
ETERA kui
DIGAR vahendusel
Seal on terve rida huvitavaid tabeleid ja graafikuid.