Интересно, в статье Махира Айдына будет указание на то, что российская армия в феврале-апреле 1915 г. на оккупированных территориях проводили принудительное выселение всего курдского населения на османскую территорию по направлению к Вану? Тем самым спровоцировав локальное перенаселение. Что, в условиях возобновившегося активного армянского террора в Ванском вилайете, вылилось в пресловутый "геноцид армян".
Принудительное выселение гражданского населения в тот период (точнее, с 1874 г.) было вполне законным и, более того, желательным мероприятием. Однако интернировали, как правило, на свою территорию, в глубокий тыл.
[...]
Если быть достаточно кратким, то:
1) Так как османские полки Хамидийе, составленные из курдов, с завидной регулярностью успешно нападали на российские обозы и тыловые подразделения, то высшим командованием Кавказской армии в феврале 1915 г. было принято решение о принудительном выселении всего курдского населения оккупированной территории. Первоначально боролись карательными экспедициями, но добились ещё большего ожесточения курдов, о чем будет написано в 3-м пункте.
2) Из-за решения о принудительном выселении несколько тысяч курдов обоего пола и всех возрастов, с самым незначительным скарбом, были вынуждены искать приют в других курдских населенных пунктах, ещё принадлежавших Османской империи. Однако в них, как и всегда в подобных случаях, ощущался крайний недостаток в свободных для проживания помещений. К тому же, выселение проводилось в феврале-апреле, когда в тех краях достаточно снежная и холодная погода.
3) С начала войны с Османской империей Россия, как говорилось выше, проводила многочисленные карательные экспедиции против курдов и других мусульман оккупированных земель. И, как правило, в этих мероприятиях принимали самое активное участие сформированные армянские и греческие дружины, которые всячески лютовали и ничем не брезговали в деле уничтожения населенных пунктов. На их поведение с завидной регулярностью жаловались командиры российских подразделений, включая Юденича. Даже, если верить донесениям, в первые месяцы 1915 г. было зафиксировано несколько эпизодов вооруженных столкновений между этими армянскими дружинами и российскими частями при попытке конфисковать у тех награбленное.
К тому же, как и во время войны 1877-1878 гг. на Балканском фронте, российская армия тотально обезоруживала все мусульманское население, а изъятое вооружение передавали местным христианам. А те, в свою очередь, как и в 1877 г., сразу же начинали нападать на уже безоружных мусульман. Только в 1877 г. вполне справедливое возмездие настигло болгар при бегстве российской армии во второй половине июля. Здесь же армяне остались безнаказанными.
4) В самом начале войны "Дашнакутцюн" и другие армянские "революционеры" резко активизировали свою работу, вновь, как и в 1890-х гг., избрав тактику болгарских "борцов за свободу" 1876 г.: нападение разбойничьих шаек на мирное мусульманское население, а также сожжение их населенных пунктов. Для этого тайно завозилось оружие из Российской империи. Вот только масштабы их разбойничьей деятельности, да ещё и с учётом активно ведущейся войны (из-за чего вооруженные силы Османской империи оказались перегружены основной работой), оказались различными. В Болгарии было убито, умерло и пропало без вести в боях и до начала восстановления в конце июля 1876 г., всего чуть больше 4 тысяч христиан и около 400 мусульман обоих полов и всех возрастов (мною в июле написана монография о "восстании" болгар в 1876 г., в которой около 200 страниц, но к литературной обработке ещё не приступал). Здесь же масштабы оказались значительно большими.
В дополнение к этому, как говорилось в предыдущих пунктах, накладывалось выселение курдского населения и стихийное бегство остального мусульманского населения, испытавшего на себе все прелести действий официально включенных в состав российской армии армянских дружин, а также прежде считавшегося мирным христианским населением, которым Россией было передано отобранное у мусульман оружие.
Ну а так как главный принцип народного правосудия при массовом беспределе, при котором нет возможности наказания конкретных виновных в преступлении — коллективная ответственность, то, вполне справедливо, что виновными были названы вообще все армяне.
[...]
Просто тема статьи Айдына касается курдской политики Российской империи в годы Первой мировой войны, а их принудительное выселение — часть этой политики. Но почему-то вообще нигде в работах не встречал упоминаний данных мероприятий российских властей. Конечно, несколько тысяч депортированных погоды не делали. Однако с учётом крайнего их ожесточения, вследствие упомянутых в моем комментарии причинам, это сыграло свою роль.
Что касается пресловутых христианско-мусульманских столкновений, то они начались в 1890-х гг., но не в таких масштабах, как это пытаются выставить. Да и организаторами с исполнителями были заезжие гастролеры-армяне из Франции и России. Методами работы которых, как я в развернутом комментарии выше кратко упомянул. А именно, нападения на мусульман. Даже фиксировались случаи, когда эти гастролеры нападали на армянские селения, переодевшись в курдов и турок. Об этом прекрасно в 1890-х гг. доносил тогдашний российский военный агент в Ване В.Т. Майевский, а также развернуто описано в его работе, опубликованной под эгидой и с разрешения Штаба Кавказского военного округа.
[...]
В целом, да, вина, в первую очередь, лежала на самих армянах. Они спровоцировали решение о депортации.
Депортации представителей народов и подданных вражеского государства, а также неблагонадежное население (заподозренное в потенциальной или уже осуществляемой государственной измене), как минимум, с 1860-х гг. были общепринятым мероприятием. Российская империя в Первую мировую войну не только помещала всех подданных враждебных государств под административный надзор в качестве гражданских пленных, но и осуществляла принудительные депортации в Сибирь. Например, помимо прочих народов, евреев из северо-западных губерний (множество евреев служило в немецкой армии) и многочисленных турок с плантаций Сухумского и Батумского отделов.
Как бы нам это ни казалось жестоким, но это вполне естественное и нормальное явление. И делалось для безопасности тыла армии. Иначе пришлось бы выделять значительные массы боевых подразделений в тыл, а не на линию соприкосновения с неприятелем. А в условиях ведения боевых действий это весьма важный фактор.
К тому же, нужно учитывать, что абсолютное большинство потерь армян пришлось не на убитых, а на умерших от болезней. А это неизбежный спутник любого продолжительного скопления масс.
[...]
"Преследование" армян началось именно из-за их поведения по отношению к мусульманам, а точнее, тотального уничтожения всех подвернувшихся под руку. Например, помимо прочих случаев, в Ване 1915 г. (задолго до прихода российской армии) и в Диярбакыре (большая часть населения состояла из курдов) были убиты практически все курды. В Ване спаслись только те, кого успели приютить американские миссионеры.
Причем все эпизоды с участием "невинных агнцев"-армян зафиксированы в воспоминаниях и донесениях иностранных миссионеров (американских, датских и немецких), офицеров и консулов (австрийских и немецких). А уж как армянские "борцы за свободу" в своих воспоминаниях смаковали данные эпизоды и говорить нечего. Многие из них ещё до решения о депортации армян.
И Российская империя всячески способствовала уничтожению мусульманского населения армянами. До войны, в 1913-1914 гг., османскими властями были изъяты десятки многотысячных партий огнестрельного оружия. А в ноябре 1914 г., по решению российского командования, началось централизованное обучение армян на территории персидской провинции Азербайджан.
Так что, армян постигла вполне заслуженная участь!
До 1890-х гг. никаких значительных мусульмано-армянских столкновений не существовало. Могу это смело утверждать, потому что в рамках своей научной темы работаю с иностранными ,(в том числе и османскими) документами 1872-1885 гг. Были мелкие бытовые конфликты, которые существовали, существуют и будут существовать всегда среди всех народов мира. А вот с 1890-х гг., как упоминал ранее, армянские гастролеры из России и Франции перешли к террору мусульманского населения. Однако местные армяне к ним, за редким исключением, не присоединялись.
Livejournali kasutajanimi Wladimir Pankin on äkki Панькин Владимир Александрович?
Ma teemat ei valda ja võimalikke valesid ära ei tunne. Peale vaadates tundub olevat selline türklaste/moslemiusuliste poole kaldus vaade.
Ja muidugi mingite gruppide võimalike kuritegude eest rahva vastutavaks tegemine teeks rõõmu ühele meie seast enneaegse surma läbi lahkunud kunstnikule ja tema semudele. Massi[vastu]repressioonide ohvriks langevad need, kes kätte saadakse, mitte aga need, kes süüdi on.